Версия для слабовидящих

Значение правильной речи для развития ребенка

Значение правильной речи для развития ребенка

Родительский вестник


Человек без речи, что птица без крыльев.

Народная мудрость.

Тема: Значение правильной речи для развития ребенка

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по родному слову в детском саду.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задатьвопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семьеребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна, однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

            Еще более серьезно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет

Критерии

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Звукопроизношение

 

 

 

ГЛАСНЫЕ

М, П, Б,

Д, Т, Н,

К, Г, Х

В, Ф, Ль

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

Р, Рь, Л, Й

норма

норма

Слоговая структура

 

 

 

 

 

Сочетание из 2 слогов максимум

Если есть 3-х, 4-х сложные слова может произнести предложения из 3, 4 слов

Если есть 3-х, 4-х сложные слова может произнести предложения из 3, 4 слов

Если есть 3-х, 4-х сложные слова может произнести предложения из 3, 4 слов

Как у взрослого человека

Как у взрослого

Фонематическое восприятие

 

Различает неречевые звуки, звучания

Должен различать речевые звучания

Должен различать любой звук

Должен различать любой звук

Фонематический анализ и синтез

 

 

 

 

 

 

До 3 лет не сформирован

Выделять 1-ый ударный гласный звук

Первый, последний звук в слове

Количество гласных, соотносить количество гласных с кол. слогов, называть кол. слов в предложении

Пассивный словарь

 

 

 

 

 

1:3, 1:4 активный: пассивный

 

30 слов

формирование предложно падежных конструкций (встань за стул, из-за, из-под)

Понимает многоступенчатые предложно-падежные конструкции

 

Понимает многоступенчатые предложно-падежные конструкции

Активный словарь

 

 

 

 

 

 

 

10 слов 1.Полные слова,

2. Аморфные слова (аба- яблоко, гуя – гулять)

3. облегченные слова –би-би, муя-мяу

4. Звукоподражание – из звуков живой и неживой природы, пррр- машинка, кккк-папа кашляет, ххх- вода кипит, уууу- мама ушла, в основном это глаголы

5. Диффузные слова сметана – фа.

Полные, аморфные слова

 

Не более 2-3 диффузных слов

 

Полные слова, формируются временные и пространственные представления, сезонные изменения, знать обобщающие понятия, (овощи-фрукты, дикие Понимает многоступенчатые предложно-падежные конструкции

Образовывать относительные прилагательные

Все показатели резко возрастают.

Сок слИвовый.

«Кто как голос падает?»

Лоси трубят, олени хоркают, зайцы лопочат

Как у взрослого

Словообразование

 

 

 

 

 

 

 

Первые попытки образовать слова с помощью суффиксов

 

 

Заканчивается словообразование, ошибки (свиной, а не свинячий), единичные   ошибки

Как у взрослого

Связная речь

 

 

 

 

 

 

 

С 1,3-1,8 появляется первая фраза (по Гвоздеву)

Если нет речи до 3-х лет, нужны ноотропы, ЖДЕМ ЧУДА ДО 3 ЛЕТ

Диагностируется только диалогом, 2, 3 реплики, фразы

Рассказ описание любимой игрушки (норма 5 предложений)

Пересказ, рассказ по картине, по серии картинок (норма 10 предложений)

Творческое рассказывание , 15 предложений, словесный и картинный план, но картинки по возрасту

Словоизменение

 

 

 

 

 

В 2,3 г. месяца должны появиться предлоги

 

 

Завершается к 5-ти годам появление предлогов.

Как у взрослого

Признаки благополучного развития речи у ребенка

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
  • На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

 

Учитель-логопед О.В. Мальцева

МБДОУ № 89 «Крепыш», город Сургут

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги

Горячие ссылки