Версия для слабовидящих

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (до 2 лет)

Уважаемые родители!!!

Предлагаем Вам опросник, который поможет оценить коммуникативное развитие детей раннего возраста (с 2 месяцев до 2 лет).

1. Данный опросник может дать полноценные сведения о коммуникативном развитии детей раннего возраста, так как родитель наблюдает за ребенком в широком спектре спонтанных ситуаций в течение длительного времени.

2. Заполнение опросника позволяет родителям проанализировать речевое поведение малыша и свое собственное.

3. Данная Оценка первичного коммуникативного развития детей, поможет родителям самостоятельно оценить развитие своего ребенка на ранних этапах развития (до 2 лет).

 

 

Заполнение Ответного листа

Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже опроснике

Если хотите ответить: да, научился это делать в период указанный в опроснике, - поставьте в ячейку напротив вопроса - 1

Если хотите ответить: да, давно это делает, или: да, делал это раньше, но сейчас перерос это - поставьте в ячейку напротив вопроса -2

Если хотите ответить: нет, еще не может этого делать, - поставьте в ячейку напротив вопроса -3

 

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (до 2 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _______________________

Дата рождения, возраст ребенка__________________

Домашний адрес___________________________

Кто направляет ребенка (какой специалист, по желанию родителей)____________________________

Запрос родителей___________________________

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст)______________________

Данные скрининга слуха _________

Данные скрининга зрения ________

 

Анамнез

(см. медицинскую карту)

 

Особенности коммуникации

Действия ребенка

Со слов мамы

Наблюдение

До 6 мес.

Появляются: устойчивый интерес к человеческому лицу

   

Попытки повторить артикуляцию мамы

   

Попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает

   

Узнает маму, ее голос

   

Внимание младенца и мамы в основном направленно друг к другу, а не на посторонний предмет

   

Младенец оживляется, когда к нему обращаются

   

Реагирует движениями рук, ног голосовыми и иными реакциями на голос

   

Громко смеется и плачет

   

Игра младенца манипулятивная, младенец начинает хватать игрушки, тянет их в рот, стучит и роняет

   

6-12 мес.

Ребенок понимает простые просьбы:

«Дай ручку»

«Иди ко мне»

«Нельзя»

   

Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока»

   

Различает близких и незнакомых людей – не идет на руки к незнакомым людям

   

Расширяются коммуникативные возможности ребенка. Ребенок имама начинают координировать внимание на других предметах – вместе играть с игрушкой

   

У ребенка появляется указательный жест

   

12-24 мес.

Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики:

Мимика

Жесты

Слова

короткие фразы

   

Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми

   

Предметом беседы могут быть не только непосредственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие

   

Ребенок понимает:

названия знакомых предметов и игрушек

несложные грамматические конструкции

некоторые слова, означающие качества, направления и т.д.

   

Уровень игры повышается – начинает формироваться игра «понарошку»

кормит и укладывает спать куклу

сажает в машину зверей и кубики

   

Подражает действиям взрослых – «читает» книги

   

В игре и коммуникации устанавливается очередность

   

Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрессивная речь.

Особенности орально-моторного развития

Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок.

Действия ребенка

Со слов мамы

Наблюдение

Вид вскармливания:

Естественное

Искусственное

Смешанное

   

До 4 мес.

Большого разнообразия движений языка и челюстей нет. Нижняя челюсть опускается и поднимается – рот открывается и закрывается

   

Язык в форме «чашечки», что обеспечивает сосание

   

К 6 мес.

Появляются, но не в полном объеме, движения языка:

Вверх-вниз

Из стороны в сторону

   

С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность десен, появляется новое движение нижней челюсти по горизонтали – из стороны в сторону

   

Как ребенок жует твердую пищу:

Охотно

Капризничает

Выталкивает изо рта

   

Какую пищу предпочитает ребенок:

Протертую

Рубленную

Молотую

   

К 12 мес.

Ребенок уже может:

Пить жидкость из чашки, которую держит взрослый

Брать пищу с ложки

Держать в руке и сосать сухарик, печенье

Сдавливать и прокусывать твердую пищу

   

С 12-15 мес.

Ребенок активно использует щеки, губы, язык для удерживания и контроля пищи во рту. У ребенка активно развивается жевание

   

От 15 до 24 мес.

Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. Движения становятся более координированными. Увеличивается объем и сила движений.

   

Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции

   

Особенности звукои речеобразования

Особенности орально-моторного развития (кормление, жевание, глотание) чрезвычайно важны для подготовки артикуляционного аппарата к звукои речеобразованию. Не менее важной является двигательная активность ребенка, которая изменяет объем и функционирование грудной клетки (ребенок двигает руками, ногами, переворачивается, ползает, присаживается и т.д.).

Действия ребенка

Со слов мамы

Наблюдение

До 6 мес.

Младенец издает:

Нейтральные гласные, часто с закрытым ртом

   

Другие звуки – заднеязычные, фрикативные

   

Пробуя свои возможности, изменяя громкость и высоту голоса

   

Гулит – произносит слоги типа «гу-гы»

   

Плачет и смеется

   

С 6 до 12 мес.

Появляется слогоподобный лепет (слоги повторяющиеся или отдельные)

   

Одновременно появляется интонационно похожий на взрослый язык лепет – «говорит фразами»

   

С 12 мес.

Начинают появляться осмысленные слова, которые длительное время перемешаны с лепетом

 

 

 

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги

Горячие ссылки